В гостях у отца Александра и матушки Фотинии: «Храм и община – наш первый дом и наша добрая семья»

КорреспондентСвидетельства

Старосту храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» диакона Александра Бирюкова и его матушку Фотинию знает вся приходская община. И, может быть, именно поэтому, как в настоящей семье, хочется быть к этим людям ближе и знать о них больше. Как пришли к Богу, как стали половинками единого целого, что главное в семейных отношениях и что такое любовь, как строят жизнь за пределами родного храма, что думают о нашей молодежи? Об этом и многом другом в течение двух часов мы беседовали с нашими героями.

— Ой, вы столько вопросов приготовили, это ж на весь день разговор! Если б не Великий пост, то чаем не обошлись бы. Надо стол накрывать и сидеть основательно. Столько всего произошло с тех пор, как мы познакомились. Ну, давайте начнем, а там посмотрим, — улыбается матушка Фотиния (в миру – Светлана).

Украина и Сахалин встретились в Благовещенске

— Батюшка, матушка, вместе вы уже десять лет. Расскажите, как вы жили до тех пор, пока не встретились?

Александр: — Мои корни на Сахалине. В 1951 году по комсомольской путевке бабушка туда приехала после окончания педучилища, там вышла замуж. Там родились мои папа и мама, там родили нас, троих детей. Рос я в советское время.

После школы поступал в медучилище в Южно-Сахалинске, но хоть балл проходной набрал, учиться не пришлось. Парням почему-то в тот год не давали общежитие, а жить мне было негде (я приехал с севера Сахалина), так и уехал ни с чем. Чтобы время не терять выучился на автослесаря-водителя, отслужил в армии, а вернувшись, пошел служить в полицию.

Фотиния:- А я родилась на Украине, после школы поступила в институт им. Н. В. Гоголя в городе Нежин Черниговской области, стала биологом. Преподавала биологию и химию в училище, год проработала заместителем директора по воспитательной работе в средней школе. А в Благовещенск я приехала 18 августа 2006 года. С решением о переезде связаны сложные моменты моей жизни, в том числе смерть любимых родителей, приснопоминаемых Николая и Нины. В то время я просила Бога только о монашеской доле.

Приехала на Дальний Восток, в Благовещенск за братом, за кровиночкой своей. Очень боялась, что здесь люди совсем плохо и тяжко живут. А потом вышла из поезда и помню, как увидела возле Дома Профсоюзов траву-лебеду. И сказала себе: «Ох ты, на Украине тоже лебеда есть. Нормально всё. Выживем!»

Кстати, так сбылась моя детская мечта проехать через всю страну необъятную на поезде.

Чтобы не случалось, уповаем на Господа

— Поделитесь воспоминаниями, как каждый из вас пришел к Богу?

Александр: — Помню, как еще в начальной школе нам рассказывали, что верить в Бога для советского человека очень вредно. Но уже тогда я знал, что предки мои были людьми верующими, поэтому слова учительницы просто прошли мимо меня, не зацепив и не расстроив никак.

Про свой путь к Богу, анализируя свою жизнь сегодня, понимаю, что Господь меня вел к Себе. Я по своей воле куда-то сворачивал, получал по голове, а Всевышний опять возвращал меня на тот путь, по которому иду сегодня. И, как оказалось, он мне больше всего по сердцу. Хотя крещение мое произошло в сознательном возрасте. Вспоминаю, сколько раз ходил я мимо храма в Южно-Сахалинске, а потом в Благовещенске! Между первым желанием и самим фактом крещения прошло целых восемь лет – таинство я принял в 2003 году, 24 июля, в день памяти великой княгини Ольги.

Фотиния: — Я крещена с младенчества. Так в Украине заведено, детей крестят очень быстро после рождения. Но воцерковление пришлось на 2000 год. И я человек ортодоксальный, скажу сразу. Как написано в Уставе, так и буду поступать. Мне нужно, чтобы все было по церковному Уставу. Я, например, считаю, что без венчания женщина вообще не имеет права слова.

— Вот говорят, что даже свою вторую половинку нужно просить у Бога. Вы просили об этом Всевышнего? Как вы нашли друг друга?

Фотиния: — А вот я об этом расскажу, но с предисловием (смеется). Пока мы ехали через всю страну из Украины в Благовещенск, я вела дневник, записывала все интересные моменты, которые меня впечатляли. Ту поездку не забуду никогда, билет на поезд у меня хранится до сих пор. Тогда я познакомилась с Аллой, послушницей одного из екатеринбургских монастырей. Она мне рассказала про святую Матрону Московскую, как к ней добраться в Москве.

Спустя пару лет у меня получилось попасть в Покровский храм к Матронушке. И у нее я стала просить монашеской доли, потому что женщине нельзя быть одной в миру, она должна быть или замужем или монахиней. Но жизнь шла, монахиней я не стала. Осталась в Благовещенске, уже получила гражданство к тому времени, трудилась. И вот однажды пришла на праздник в кафедральный собор. Стою у иконы Богородицы, краем глаза замечаю рядом мужчину в военной форме и говорю про себя: «Господи, раз не суждено мне стать монахиней, может быть благословишь встречу с каким-нибудь хорошим мужчиной для семейной жизни, с которым мы будем духовно близки?»

Наступил 2009 год, моя сестра отмечает юбилей, приглашает меня, а там я среди гостей вижу Александра. Я на него посмотрела, и будто что-то в сердце сжалось, трепет какой-то пронзил. Я сразу подумала, что он может быть женат, и тогда никаких помыслов не будет даже в его сторону. А если это неженатый человек, то пусть Господь благословит наши отношения. Спустя буквально день сестра мне звонит и говорит, что Александр просит у нее мой телефон и хочет позвонить, если я буду не против. Меня это очень подкупило, для меня воспитанность, порядочность по отношению к противоположному полу – очень важные качества в мужчине. И я сказала: «Пожалуйста». А я между тем, тоже самое спрашивала у другой своей сестры, когда уже узнала, что Александр свободен. Так началось наше общение. Так святая Матрона уступила Пресвятой Богородице. А в ноябре 2011 года мы обвенчались, я обрела свою вторую половинку. Мы уверены, что встреча была не случайна. Было особенно радостно и тепло, что человек этот, хоть и не воцерковленный еще, но живет с Богом в душе, что у нас одни ценности и стремления.

Александр: — Я не стесняюсь сказать, что все время говорю: «Господи, спасибо тебе! За что мне такое счастье, заслуживаю ли я такую замечательную женщину?» Мы и вправду две половинки единого целого. Когда мы познакомились, моя духовная жизнь стала идти по нарастающей, благодаря Свете. Она постоянно ходила в церковь. Я шел за ней, мне это очень нравилось, моя душа находила великую радость в общении с этой женщиной, и небывалое спокойствие я получал в храме. Все впитывал, как губка. Кстати, ее первый подарок мне – иконка блаженной Ксении Петербургской, покровительницы супружеских пар. А потом, на мое первое причастие Света подарила мне карманный псалтырь с чтением об усопших, и подписала: «Моему дорогому Сашеньке на долгую молитвенную память. С любовью в жизнь вечную во Христе. Аминь. Раба Божия Фотиния». Эти подарки мне очень и очень дороги!

— Скажите, что для вас значит слово любовь и легче ли строить отношения в венчанном браке легче?

Александр: — Смысл жизни каждого человека на земле спасти свою душу, а браки церковные усиливают это стремление. С момента венчания Сам Господь посылает ангела-хранителя, который помогает во всем: любить свою половинку, слышать ее, понимать, желать сделать ее жизнь радостной, разделять боль и страдания, облегчать их.

Эта поддержка Всевышнего ощущается даже в элементарных вещах. Бывает, по пути домой захожу в магазин за продуктами. Дома Света пакет разбирает и удивляется: «Откуда ты узнал, что я хочу селедочки и апельсинов?» Даже на таком материальном уровне чувствуешь человека. Уже не говорю про духовный! Или надо что-то по дому сделать, продумываю как. А она уже говорит: «Саш, я знаешь, что подумала. Это надо вот так сделать». И радуется сердце, что придумали-то одинаково. Вывод такой: ангел-хранитель, данный Господом при венчании, радуется нашему союзу и оберегает наши отношения.

Фотиния: — Вопрос в том, что к любому браку нужно подходить серьезно. Естественно, не бывает такого, что все идеально, все же мы люди разные, все мы не без греха. Тогда уповаем на Господа, на ангела-хранителя. И он дает подсказки, как разрешить ту или иную проблему. Где придумаю, как вывести супруга на разговор по душам, когда он скрывает неприятности, желая уберечь меня. Где помолимся вместе, если чувствуем, что не можем договориться. Как-то выехали из дома, повздорив немного, и проткнули колесо. И в один миг поняли, что Господь расстроен и знак подает: «Дети мои, услышьте друг друга, простите друг друга, пожалейте друг друга». И действительно, поговорим, обнимемся, помолимся о помощи Господней и все встает на свои места. И это не перекладывание ответственности в данном случае, а просьба о помощи. Если не уповать на Господа, то все грехи наши – уныние, разочарование, отчаяние, гнев – делают душе человека и окружающему миру только хуже. А молитва останавливает обиду, не дает ей разрастаться.

А еще помню, как переживала момент рукоположения Александра во диаконы в ноябре 2015 года. У меня такое состояние необычное для меня было, объяснить трудно, будто происходит великое таинство и такая ответственность на человеке с той минуты, что надо быть очень совершенным во всех отношениях, благочестивым, не допускать никаких погрешностей в своей жизни, быть настоящим христианином. Я плакала, мурашки бежали, и я думала, что обязана быть ему на этом пути надежной опорой. Такие моменты, наверное, называются любовью.

Александр: — В юношестве мы за любовь принимаем страсть, желание полностью подчинить себе другого человека, считаем, что это он должен подстраиваться под меня, если любит. Истинная любовь, посланная Богом, это желание каждого супруга трудиться над отношениями каждый день, каждый час. Это принятие несовершенства другого человека, желание дарить радость второй половине, а не получать от него самому. В большинстве браков, увы, люди как раз рассчитывают, что супруг сделает его счастливым, а потом наступает разочарование. Высшее проявление любви – это жертва себя ради другого, но которая в итоге дает великую радость обоим. Но такую любовь можно обрести только с помощью Божьей.

— Вы же не сразу пришли в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». А теперь называете его своим первым домом. И работа в Благовещенске у вас была вполне мирская. Как жизнь связала вас с этим храмом?

Фотиния: — Когда в Благовещенск переехала, то ходила в кафедральный собор на службы. А работала в тот период администратором нескольких ресторанов. Потом нашла работу по специальности, устроилась в химическую лабораторию одного из крупных добывающих предприятий области, где прошла путь от лаборанта до инженера грунтовой химии. Александр тогда служил в УФСИН.

Александр: — Да, я служил в системе исполнения наказания кинологом с 1999 по 2017 год. В прошлом году вышел на пенсию. Но как познакомился со Светой, стал вместе с ней ходить в церковь регулярно. И в кафедральный собор на Релочном, и в храм Архангела Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных на Горького.

Фотиния: — Мы были прихожанами разных храмов, а потом моя духовная сестра Татьяна Белоглазова как-то сказала: «А ты знаешь, что на Красноармейской в педколледже храм открылся»? Мы не знали об этом. Владыка Лукиан нашел здесь домовую церковь, которая раньше была при женском епархиальном училище. Пришли просто посмотреть из любопытства. И тут вместе поняли, что из этой церковной семьи не сможем уйти никуда. Можно сказать, что мы здесь практически с того момента, как этот храм открылся. Сначала я попросилась петь в церковном хоре по выходным и праздникам.


А в 2016 году встал передо мной серьезный вопрос выбора. Меня позвали в наш храм на должность казначея. Решение приходило непросто. Но потом поняла, что если Господь призывает на такое служение, значит надо его принимать с благодарностью. Конечно, пришлось подучиться, получить образование дополнительное, чтобы освоить новую стезю. Вот так под руководством настоятеля занимаюсь распределением казны, пою на клиросе и, как и все другие наши сотрудники, по мере необходимости выполняю разные поручения настоятеля.

Александр: — Разумеется мы вместе остались в этом храме. Здесь я начал алтарничать. Работа была посуточная, поэтому, когда хотелось помогать отцу-настоятелю, особенно по праздникам, когда в алтаре больше помощников требуется, то договаривался на службе, просил подменять меня, и руководство шло навстречу. Как я стал алтарником, никогда не забуду. Вообще, в день моего крещения на Сахалине протоиерей Аркадий ввел всех мужчин в алтарь. У меня тогда такой восторг был, я дышать не мог от счастья. Проходим по алтарю, а я думаю про то, что время мое упущено, что покрестись я в юности, то мог бы и семинарию закончить, стать священнослужителем и быть в этом величии постоянно.

И тут первый настоятель храма иконы «Всех скорбящих Радость» отец Георгий, видимо, почувствовал мое состояние, желание быть ближе к церкви и сказал, что у него освобождается место алтарника. У меня опять глаза загорелись, ушам своим не поверил, представлял уже, как опять я, грешный (!), простой прихожанин попаду в алтарь. Я только и говорил: «Конечно, пойду, конечно, пойду». Но он меня немного помариновал, потянул время, проверял реакцию, не пропадет ли запал (смеется).

Службы шли, а он будто и забыл про меня. И на третьей службе отцу Георгию выходить с Чашей людей причащать, один есть человек, который плат держит, а второго нет. Глаза поднимает и меня увидел. И жестом показывает на место рядом с ним. У меня опять дух перехватило. Не забыл, не забыл! И всё. И на следующую службу уже объяснял мне, как входить в алтарь, как кланяться престолу, что за чем следует, так и пошло-пошло-пошло.

Фотиния: — Знаете, как мы с мужем говорим частенько: храм иконы «Всех скорбящих Радость» — наш первый дом, а его община – наша самая добрая и надежная семья и опора. Дома (Александр и Фотиния живут в с. Удобное Благовещенского района, это 36 км от Благовещенска. – Авт.), где мы по большей части только ночуем, ну и проводим немного больше времени, когда случается отпуск, конечно, хорошо. Там у нас огородик, клумбы, свежий воздух. Но здесь нам спокойнее, здесь душа отдыхает, что бы ни случалось, здесь мы чувствуем великую благодать.

Александр: — С самого первого дня аура всеобъемлющей любви, умиротворения этого храма просто поглотила нас. Стены, община храма все способствует умиротворению, добру. Это океан благодати. В нашей общине не бывает такого, чтобы кому-то что-то не объяснили с любовью, дали понять новому прихожанину, что он нам не подходит. С кем бы ни приходилось разговаривать, у всех прихожан и сотрудников такие же ощущения, как у нас с первого дня пребывания здесь. Это соломка, это подушка безопасности. Многие люди, даже придя в этот храм случайно, уходить отсюда не хотят и приходят еще и еще и остаются. Проникаются духом и настроением, начинают приходить не только на службы, но и предлагать помощь, участвовать в разных мероприятиях. Порой и просить не надо, сами спрашивают, предлагают, откликаются. Праздники, личные радости и горести, субботники и разные акции – все пополам с общиной, с семьей.

— Отца Георгия поставили служить в другой храм. И сегодня храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» возглавляет самый молодой настоятель на всем Дальнем Востоке, отец Евгений. А вы, люди, умудренные опытом, с устоявшимися взглядами и привычками… Насколько комфортно трудиться рядом с молодым настоятелем?

Александр: — Где-то настоятель постарше и поопытнее, где-то помоложе — это как и везде, в любой другой структуре или организации тоже так бывает. Но я всегда говорю, что это не повод для роптаний. И считаю, что, слава Богу, что в Православной Церкви не демократия, а единоначалие. Порядка больше. Какой-бы настоятель не ставился в приход – это воля Божья, чтобы у нас был такой священник в данный момент, а не какой-то другой. И наша задача помогать ему, поддерживать во всех начинаниях во благо храма и прихожан на радость Господу. Это, если отвечать на вопрос в принципе о возрасте настоятеля.

У нас совсем другая история. Отец Евгений – настоящий стержень прихода, у разных священнослужителей в разное время он взял все самое правильное. Он все старается делать для своего храма в лучшем виде, а через него Господь благословляет и нам всем дает то, что кому будет во благо. Он планирует всю деятельность прихода, он все должен учесть, ничего не упустить, расставить приоритеты, что сначала, а что потом. И отсутствие какого-то жизненного опыта, как вы говорите, – а опыт, знаете ли, у всех разный, и у одного он в 18 лет он больше, чем у другого в 50, — это на самом деле не препятствие, когда есть горячее стремление делать дела, угодные Богу и храму.

Фотиния: — Настоятель у нас молодой, но он советуется с нами во многих моментах. Надеемся, что как люди постарше даем ему поддержку, опыт и опору. А уж его энергия, это глоток чистого воздуха для всех нас. Его идеи и настроение, желание служить Господу с радостью в сердце, а не бу-бу-бу, идет только на пользу всему, что происходит в жизни храма. И я тоже говорю, что можно быть физиологически юношей, а в душе дряхлым стариком. И наоборот. Главное, чтобы душа была в порядке! И у нас, благодаря молодому настоятелю, очень большой стимул трудиться, скучать не приходится. Все время в тонусе, вы же это сами знаете (улыбается). И еще добавлю. Как бы ни рассуждали на эту тему, центр и глава нашей Церкви – это Иисус Христос. А мы – члены этой Церкви. И, кстати, наш молодой батюшка очень мудро себя здесь ведет, когда в храм приходят новые люди. Он говорит так: «Церковь в вас нуждается, а вы нуждаетесь в Церкви»?

Здесь очень тонкая грань духовного. Когда человек ощущает или не ощущает себя составляющим Церкви. Представьте нашу вселенную, где одни планеты и звезды расположены кто-то ближе, кто-то дальше от светила, но все связаны в систему. Так и в Церкви. Мы все стремимся к центру, к Господу. К слову, несмотря на молодость, батюшка обладает такими очень хорошими качествами, как деликатность, вдумчивость, справедливость. А это очень нужно, когда возникают недоразумения, спорные ситуации, недопонимание среди членов общины. Все же мы люди, идеализировать никого не надо. Но слава Богу, что у нас понимающая церковная семья, любящая и берегущая друг друга, настоящий ковчег спасения.

— В каждом вашем слове чувствуется любовь к храму, чего бы не касались мои вопросы. А каким вы бы хотели видеть наш храм в будущем?

Фотиния: — Наш храм единственный такой в городе старинный и сохраненный. Поэтому прежде всего хочется, чтобы наш храм был красивым. С тех пор, как помещение вернули церкви, а это уже семь лет, он восстанавливался. И реставрировать его еще придется долго. Батюшка периодически напоминает прихожанам, как сложно подбирать кирпичики на фасад храма. Из целого КАМаза может подойти только один. Эта работа долгая и кропотливая. Надо и цокольный этаж ремонтировать, и склад. Важно, чтобы люди это понимали и жертвовали на эти цели, и они жертвуют. Хочется, чтобы всем всегда здесь было уютно и душевно спокойно, чтобы община увеличивалась постоянно. Чтобы молодых людей здесь было больше. И вот молодежь, которая приходит, она же видит, что настоятель молодой, к нему тянутся, на проповедях отца Евгения пропитываются Божественной силой, всеобъемлющей любовью. Сердце радуется наблюдать, как парни и девушки тянутся именно к молодому настоятелю. Батюшка прикладывает к этому очень большие усилия. Еще мечтаем, чтобы благотворителей было больше у храма, большинство важнейших мероприятий нельзя проводить без денег, от этого никуда не деться. Поэтому мы молимся о всех своих жертвователях, у них все будет хорошо, и храм с их помощью будет процветать и шириться.

Александр: — Вот мы говорим, что в храме хотим видеть больше молодежи, а этому как раз и способствует то, что настоятель молодой. Молодежь к нему не боится идти, больше доверяют свои сердца, видимо рассуждая так, что раз он, молодой и образованный, выбрал эту стезю и счастлив и уверен в себе, значит и мне поможет во многом разобраться и найти себя. Отец Евгений настоящую стратегию выработал, чтобы привлекать молодежь в храм. «Осенний бал» провели — это уникальное городское молодежное мероприятие какого не было в городе никогда раньше. Благотворительные акции все проводятся с помощью нашего молодежного клуба: это и Рождественские спектакли в храме и в детских домах, патриотическая квест-игра ко Дню православной молодежи, социальные акции, субботники. От всего этого наш храм становится живым, светлым. И с каждого мероприятия кто-то из ребят решает для себя быть с общиной и дальше, и дай Боже, чтобы они от храма не отпали. Настоятель упорно, но бережно и кропотливо все для этого делает. И для нас очень трогательно видеть и слышать, как потом молодежь рассуждает, что в миру много всего, и радости, и боли, и успехов, и разочарований, любви и предательства, но по-настоящему противостоять проблемам и горестям, находить утешение и силы жить дальше не отчаиваясь, их учат только в храме Божьем.

— Можно задать вопрос о вашей жизни за пределами храма? Как вам позволено отдыхать в миру, развлекаться? Как строите общение с родными и близкими, кто не воцерковлен?

Александр: — Прямых запретов нет ни на что-то. По-настоящему воцерковленный человек знает и чувствует меру во всем, умеет соизмерять свои решения и поступки с церковным уставом и заповедями Божьими. Ну а конкретно, для нас отдых и развлечение – это походы на концерты хора «Возрождение», на выступления всеми любимого ансамбля «Ровесники».  Вот так все просто. Когда выдается небольшой отпуск, едем в гости к родственникам, недавно на Сахалине были.

Фотиния: — Конечно, когда идут посты, то к минимуму сводим все развлечения, это время для более глубоких молитв, отказ от того, что тебя очень радует ради Господа. И также лишний раз в гости в это время не пойдем, потому что обычно там праздные разговоры, которые в пост необходимо избегать и сокращать до нуля. Но в целом мы общительные люди, такие же, как все. Хочется общаться, быть в курсе забот своих близких.

Сродники наши поначалу нас не понимали, даже сектантами называли, а сейчас все утряслось, пришло осознание, что у каждого человека своя жизнь, свое право строить ее по-своему. И стали уважать наше право на стремление к Богу, к безгреховной жизни. И теперь даже молитвенно поддерживают нас. Так же, как и мы за них молимся. Сегодня мы принимаем друг друга такими, какие все мы есть.

— Поделитесь, как строится быт в семье отца диакона Александра и матушки Фотинии?

Александр: — Когда обвенчались, купили домик в селе Удобное Благовещенского района, 30 квадратов. Приезжаем обычно поздно, уже не до дел особых по дому. Порой стараемся, пока едем, в машине молитвы читать, потому что приедешь, уже спать пора, а утром рано выезжать в город. Сейчас сезон огородный начинается, а мы оба землю очень любим, так что уже рассаду готовим, огородом будем заниматься в свободное время, потом заготовки будем крутить. И себе хватает, и раздаем еще. Слава Богу за всё.

Фотиния: — Я в сезон очень люблю клумбами заниматься, обожаю цветы. Как говорит владыка наш, цветы — это то, что нас связывает с раем. Так здорово положить в землю крошечное семечко, следить, как оно пробивается, набирает силу и превращается в красивый цветок или вкусный плод, а потом поделиться этим с людьми — что может быть прекраснее?

— Ну и напоследок поделитесь своими личными мечтами? Говорят, что для полноты жизни мечтать нужно чем больше, тем лучше.

Фотиния: — В родной Украине я была последний раз в 2012 году. Очень хочется проведать любимые места. Во время той последней поездки мы с отцом Александром открыли для себя Зверинецкие пещеры, которые находятся на территории Свято-Троицкого Ионинского монастыря, он еще древнее Киево-Печерской Лавры. Это такое воспоминание чудесное. Хотелось бы еще туда попасть, но пока это действительно мечты. А моя глобальная мечта — предстать пред Господом очищенной. Все мы боимся смерти. Даже Христос, идя на Крест, просил Господа: «Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия…». А пока хочется побольше успеть сделать полезного, реализовать энергию, которая есть, во что-то хорошее.

Александр: — Мне кажется, все мечты мои связаны с храмом… Если можно так сказать, то я мечтаю, чтобы в нашем храме было как можно больше людей исповедующихся и причащающихся. Можно объехать все места святые во всем мире, но пользы никакой это не даст, если ты ни разу не был на причастии. Исповедь и причастие – это лекарство от всех болезней душевных и телесных.

Но есть все же очень личная мечта. Как глава семьи я когда-то буду перед Господом отвечать, как жила моя семья, как был устроен быт, а сейчас у нас условия не очень… домик 30 квадратов. Хотелось бы свой дом хороший самому построить. Но пока только идем к этому. Наверное, это наша общая личная мечта, да, матушка? Хочется для любимой жены создать более комфортные условия для жизни. Но и за то, что есть, благодарим Бога. А есть у нас очень много: мы с матушкой друг у друга, крыша над головой, и, главное, наш храм любимый.

— Батюшка, матушка, спасибо большое за откровенность и искренность. Пусть все ваши замечательные помыслы сбудутся. Храни вас Бог!