Для настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» отца Евгения прошедшая Пасха была первая, когда он полностью нес ответственность за организацию праздника. И вот сорок дней, в которые мы на каждой службе славили Воскресение Спасителя, завершаются. Своими впечатлениями о том, как община прихода готовилась к Пасхе и провела это светлое время, а также о своих мечтах с нами делится отец Евгений.
— Батюшка, уже почти год, как вы являетесь настоятелем храма. За это время вам довелось готовиться вместе с общиной к престольному празднику в ноябре 2017 года, к Рождеству Христову в январе 2018 и вот мы встретили и уже провожаем главный православный праздник – Великую Пасху. На вас была большая ответственность, как чувствуете себя спустя время?
— Эта Пасха для меня была особенной. Впервые я ее встречал в качестве единственного священника и настоятеля храма. До этого дня все время встречал Пасху либо обучаясь в духовной семинарии, при этом во время праздничной службы пел в хоре на клиросе, либо, как в прошлом году, был на богослужении вместе с правящим архиереем. Конечно, все те Пасхи не сравнить с нынешней, когда вся ответственность лежит на тебе. Ты уже не за чьей-то спиной, когда просто выполняешь поручение, а сам от начала до конца отвечаешь за каждую деталь: за подготовку храма, за порядок в нем, за слаженную работу людей, за весь ход праздничного богослужения, за общую атмосферу, наконец. Мне кажется, что все получилось, и я рад этому очень! Настроение у меня замечательное, чего и всем-всем желаю. И всем нашим церковнослужителям благодарен за работу и большую моральную поддержку. Спасибо ребятам из клуба «Радость моя», всем волонтерам и всем прихожанам, кто вместе с нами готовил этот праздник! Конечно, спасибо Господу, без Него ничего бы не получилось.
— За эти сорок Пасхальных дней, наверняка вы не раз пытались проанализировать и оценить масштаб мероприятий? Что конкретно порадовало, что получилось осуществить из задуманного?
— Мне было очень приятно, когда в ночь на 8 апреля весь храм заполнился людьми и ощущалось единение. Мы едиными устами, единым сердцем молились Богу и восхваляли Его, благодарили за то, что Он такую жертву принес ради всех нас, ради каждого из нас. Мне кажется, что мы все одинаково переживали и горячо радовались чудесному воскресению Христа из мертвых, этому великому чуду, которое смог сделать только Он.
Вообще я придираюсь к каждой мелочи, что бы ни делал. И в этот раз было так же. Но итогом нашей общей работы доволен. Чудесное настроение смог создать хор, хористы очень старательно готовились к этому дню, собираясь на спевки чаще, чем обычно. Конечно, они волновались, это немного чувствовалось, но это естественное состояние, когда поешь в такой великий день.
Очень благодарен всем нашим послушникам в алтаре. После побелки храма накануне Пасхи они оставались, бывало, до пяти утра, чтобы привести алтарь в порядок, подготовить его к богослужению. Они спали меньше, чем я. Мы задумали организовать фейерверк, чтобы порадовать прихожан, и у нас это получилось. Когда прозвучал возглас на начало Пасхальной утрени, и все вместе начали петь «Христос воскресе из мертвых…», грянул раскат, и на небе появился красивый рисунок из ярких огней, что добавило торжественности и радости моменту. Думаю, сюрприз удался.
К празднику я попытался несколько приятностей сделать для наших пономарей в алтаре. Мы заказали для них специальное церковное облачение – стихари. И отныне будем стараться откладывать деньги, чтобы все наши церковнослужители были обеспечены соответствующими случаю церковными облачениями: красными, белыми, желтыми и голубыми. Вместе с матушкой для диакона, отца Александра мы справили новый красивый подрясник серого цвета — может быть, прихожане не заметили этого, но на самом деле это важный момент, это элемент давней традиции. А когда соблюдаются правила в одеянии, тогда церковнослужитель испытывает особый трепет, и это отражается на настроении всей службы.
А вот на что все прихожане обратили внимание, так это на то, что я во время Пасхального канона переоблачался несколько раз в цветные стихари. Это придавало динамичности службе, и мне казалось, что прихожане в такие моменты подпитывались зарядом бодрости.
— Батюшка, а можете поделиться своими Пасхальными мечтами? Мы же все загадываем в новый год желания, строим планы. У вас они какие?
— Я уже успел сказать, что порадовался, что на Пасху храм заполнился до отказа. А на следующий день, когда устраивали Пасхальные забавы для детей, обратил внимание на большой новый дом рядом с храмом. И думал, что, наверное, его жильцы сейчас наблюдают за гулянием из своих окон. Вот было бы здорово, если бы все они стали прихожанами нашего храма. Для этого и проводятся, кроме служб, всякие мероприятия интересные, в том числе и детские, чтобы заинтересовать людей, показать, что православие – это живая вера, что православные люди не только на службах стоят в молитве, но умеют интересно и полезно отдыхать и развлекаться, помогать и поддерживать друг друга.
Но есть еще одна мечта, о которой я молился, встречая Пасху… Когда я был третьим священником в кафедральном соборе, то был просто помощником. Ты служишь, но не вживаешься так сильно, всесторонне в жизнь прихода. А настоятель – это уже и сердце, и головной мозг, и нервная система, и мотор прихода. Совсем другой уровень ответственности. Ты идешь со Христом и ко Христу и ведешь за собой общину. И прилепляешься. Честно скажу, мечтаю, чтобы эта моя Пасха в этом храме была не последняя. Потому что вжился, привык, полюбил храм и общину, успел что-то сделать своими руками, наметить планы. А когда прилепляешься сам, и к тебе привыкают люди, то хочется быть вместе как можно дольше.
После встречи Светлой Пасхи мне очень был приятен комментарий одного нашего пономаря, который сказал, что за все семь лет, что он встречал Пасху, эта первая, на которой он готов плясать от переполняющих эмоций, от того, что все прошло спокойно, радостно и торжественно одновременно. Он говорил, что впервые едет домой в умиротворенном состоянии души. Поэтому мне бы хотелось повторять такую Пасху как можно больше лет именно в этом храме. И, конечно, хочется, чтобы хотя бы воскресные наши службы прирастали прихожанами, ведь общая, многоголосая молитва к Богу – это замечательно.
Еще один момент важный озвучу. В этом году с благословения правящего архиерея в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» открылись курсы по изучению Библии. Лекции по Ветхому Завету читает священник из Поярково, отец Сергий Мицкан, а лекции по Новому Завету читаю я. Во время лекций мы разъясняем прихожанам то, что им самим понять сложно, также отвечаем на множество вопросов по библейской истории. Люди, которые приходят на курсы впервые, потом говорят: «Что ж я раньше не приходил. Теперь стало многое понятно, нашел ответы на разные вопросы, и вера укрепляется, и радость приходит». Поэтому хочу, чтобы на наши лекции приходило больше людей, чтобы мы больше взращивали в себе привычку к молитве, к регулярному посещению служб, к изучению Священного Писания. Так мы все вместе сможем удерживать и подпитывать настрой, полученный в эти сорок дней Светлой Пасхи.
— В Пасху многие христиане вспоминают самые дорогие их сердцу моменты из истории православия. А у вас есть любимые факты из жизни Спасителя, которые вы, быть может, чаще упоминаете в беседах с прихожанами?
— Настоящее Пасхальное чудо – это воскресение Христа. Не зря ведь Пасха – главный православный праздник. И в связи с этим я просто обожаю факт, когда воскресший из мертвых Спаситель обратился к Марии, а она не узнала его. Удивительно то, что мы тоже иногда Бога не узнаем. Мы по жизни что-то делаем, ходим-бродим, а по сути ходим рядом с Богом, но не видим его. Когда Господь обратился к Марии, произнеся ее имя, она сразу поняла, что это Бог, вот Он. Только тогда она воскликнула: «Раввуни!» (что означает «Учитель»). Меня этот момент не перестает потрясать. Примером такого призвания к себе может быть еще апостол Павел, он был иудеем, воспитанным в традициях фарисейского благочестия, и о Боге истинном Иисусе Христе не знал. Не знал и о Святой Троице. Считал, что христиане – это еретики и был гонителем Христа. Но на пути в Дамаск Павел был поражен чудесным образом с неба и Иисус обратился к нему со словами: «Савл, Почему ты гонишь меня?» И на вопрос Павла: «Кто ты»? ответил: «Я Тот, Кого ты гонишь. Я Христос». После этого Павел понял, что это призвание Господне, и тогда он принял крещение, поменял всю свою жизнь и стал первоверховным апостолом.
Когда мне приходится общаться с людьми на исповеди, вижу, что это Господь каждого называет по имени, приглашая к себе. А люди в суете своей порой этого не замечают… И меня Спаситель так призвал по имени, и вас, всех. Вот это для меня самые чудесные и трогательные факты в истории жизни Христа.
— Батюшка, спасибо за беседу. Бог Вам в помощь!