Пока шла Божественная литургия, некоторые прихожане задавались вопросом: что за блюдо, похожее на кутию, стоит на солее перед входом в алтарь? В центре блюда всю службу горела свеча. В конце литургии настоятель храма, иерей Евгений Семерня рассказал, что это коливо, особое блюдо Православной Церкви, традиция приготовления которого зародилась очень давно:
— Во время Великого поста 362 г. император Юлиан Отступник задумал обманом склонить христиан к отречению от Христа. По его приказу всю пищу, которая продавалась на рынке, тайно окропили кровью идоложертвенных животных. Вкусив такую пищу, верующие бы невольно поучаствовали в языческом обряде поклонения ложным богам. Тогда император объявил бы об этом во всеуслышание, нанеся огромный моральный ущерб всем христианским общинам.
Но у Юлиана ничего не получилось. Святой Феодор Тирон, воин, принявший мученическую смерть за Христа, предупредил о коварном плане Константинопольского епископа, явившись тому во сне. В итоге ни один христианин не появился на рынке, и какое-то время люди питались, также по совету святого, только вареной пшеницей, сдобренной медом.
Великомученик Феодор Тирон называл эту пищу коливом. С тех пор в Православной Церкви появилась традиция в первую неделю Великого поста готовить такое коливо и благословлять его вкушение особым молитвенным чином. К слову, зло, задуманное императором, обернулось против империи — пострадала экономика, так как народ долгое время обходил рынок стороной, — рассказал историю блюда отец Евгений.
Справка
Пшеница или плоды в коливе (кутия), означают, что умерший христианин воистину опять восстанет из гроба, так как все, что посеяно в землю, сначала истлевает, а потом приносит зрелые и совершенные плоды. А мед или сироп, которые добавляются в зерно, означают то, что после воскресения ожидает православных и праведных, не горькая, но сладкая и блаженная жизнь в Царстве небесном. Коливо или кутия, приготовленные из зерен, выражают веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни.