Таинство Соборования (Елеосвящение)

Таинство Соборования, или Елеосвящения, берёт свои основания в Новом Завете: в Евангелии сказано, что Спаситель, «призвав двенадцать учеников Своих»«дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь»(Мф. 10:1), и они «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). А в соборном послании апостола Иакова мы читаем следующее наставление верующим: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

На основании приведенных стихов Нового Завета Святая Церковь установила совершать Соборование для врачевания телесных и душевных недугов своих чад и для прощения забытых или не осознаваемых ими грехов.

Названия этого таинства неслучайны: «Соборование» означает соборную молитву духовенства, поскольку обычно это таинство совершается несколькими (в идеале – семью) священниками. А «Елеосвящение» буквально переводится на современный русский язык как «освящение масла», так как в ходе таинства прибегающий к нему человек семикратно помазывается освященным маслом, или елеем. Поэтому в церковной литературе, особенно дореволюционного периода, можно встретить и такие названия как «Таинство святого Елея» или «Последование святого Елея».

Помазывание освященным маслом сопровождается семикратным прочтением фрагментов из Евангелия и Апостольских посланий, а также очень красивыми и глубокими молитвословиями, в которых совершающие таинство пастыри Церкви обращаются к Небесному Отцу с просьбой об исцелении и наставлении предстоящих и молящихся рабов Божиих.

Православному христианину желательно принимать участие в Елеосвящении каждый год в период Великого поста. При особой необходимости (как правило, в случае серьёзной болезни) можно пособороваться и в другое время года, попросив об этом священника.

Иерей Даниил Сысоев о Соборовании:«Одним из главных дел Господа на земле было восстановление искаженного грехом тела человека: Он исцелял болезни, изгонял злых духов, воскрешал мертвых. И для того, чтобы это действие продолжалось в истории, Иисус Христос установил Таинство Елеосвящения. Еще при Его земном служении апостолы мазали больных оливковым маслом, и они исцелялись (Мк. 6, 13), и после вознесения Христа ученики Его продолжали дело освобождения людей от заразы греха и смерти, проявляющейся в болезнях. Во исполнение этой воли Бога апостолы, руководимые Духом Святым, установили чинопоследование Таинства исцеления. <…>

И сейчас в церквах преподается это священное Таинство «в очищение и освящение обращающихся от грехов; почему елей и оставление грехов дарует, и от болезней восстановляет, и исполняет освящения. Все это передал Иисус Христос, Бог наш, и по воле Его Божественные ученики Его» (святитель Симеон Солунский). <…>

Священный порядок этого Таинства таков: на столике ставится особый сосуд с оливковым маслом, в которое позже вливается вино (как символ Крови Христовой) или вода (знак Крещения). Насыпается пшеничное зерно – как знак жизни, рождающейся из смерти (Ин. 2, 24), и зажигается семь свечей во образ седмеричного света Святого Духа. Семь священников читают канон за больного, а затем освящают масло для помазания. Люди при этом поют тропари святым угодникам, чтобы Бог исцелил страдающего по их молитвам. Затем совершается само помазание: читаются семь отрывков из апостольских посланий и Евангелий, семь молитв – и семь раз помазываются лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки с обеих сторон святым елеем. В конце Таинства на голову больного возлагается Евангелие, и священник просит Бога простить все его грехи».


(Фрагмент книги о. Даниила Сысоева «Закон Божий: введение в Православное христианство»)