Библейский кружок заново открывает прихожанам Священное Писание

КорреспондентНовости и события

В храме иконы «Всех скорбящих Радость» еще в феврале этого года по инициативе настоятеля и по благословению правящего архиерея начал работать библейский кружок. На занятиях прихожане с помощью священнослужителей могут изучать Ветхий и Новый Завет.

Вот уже четыре месяца отец Евгений по воскресеньям делится своими знаниями по Священному Писанию Нового Завета, а лекции по Священному Писанию Ветхого Завета проводит настоятель прихода праведного Иоанна Кронштадтского иерей Сергей Мицкан, который специально для этого каждый понедельник приезжает из Пояркова в Благовещенск.

За это время курсы стали пользоваться популярностью, желающих глубоко понимать Священное Писание прибавляется. О том, как проходят лекции, мы расскажем сегодня. Возможно, эти заметки подтолкнут других православных самих прийти на кружок, чтобы из первых уст получить ответы на свои вопросы.

Когда я пришла на занятие, воскресный класс был уже полон, кто-то из слушателей пришел сюда также как и я, впервые, а кто-то посещает их с самого начала и даже помогает другим осваивать Священное Писание. У некоторых на столах лежат блокноты и ручки: прихожане записывают в них новую, ценную для себя информацию.

На этой лекции прихожане с помощью отца Евгения разбирали Евангелие от апостола Иоанна Богослова завета с помощью истолковательного труда «Евангельская история о Боге-Сыне» святителя  Феофана Затворника. (Текст из Евангелия будет выделяться курсивом).

В прошлое воскресенье закончили разбирать 29 главу, поэтому ныне продолжили читать 30-ую главу «Отшествие Господа в Галилею».  После прочтения главы, которая звучит так: «После того как Иоанн отдан был под стражу, Господь Иисус, услышав о том, а равно узнав и о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, — хотя Сам Господь Иисус не крестил, а ученики Его, — оставил Иудею и пошёл опять в Галилею»,- отец Евгений начал давать пояснения.

Он говорил, что здесь нужно понимать то, что Галилея – это территория, которая по-другому называлась Галилея языческая. На этой территории пребывало очень много разношерстных людей из разных стран, а не только иудеев. Но случалось, что иудеи создавали с инородцами даже семейные отношения. Поэтому галилеан и римлян в Иерусалиме не принимали, тесных и добрых отношений между ними не было. У них отличалось всё: речь, манера общения, внешний вид. Здесь батюшка напомнил о том, что апостол Петр был как раз из Галилеи — когда Христа предали и повели на суд, то многие стали спрашивать апостола Петра: «Ведь ты же тоже с ним! Ты же тоже  галилеанин?» То есть внешне можно было отличить людей, кто есть кто.

Господь отправился в Галилею. Позже мы поговорим, зачем он туда пошел. А тут вспоминается следующее евангельское событие, по толкованию святителя  Феофана Затворника, о пребывании Господа нашего Иисуса Христа в Самарии – это бывшая столица царства Израильского. Считается, что Ассирийский царь Салманасар захватил эту территорию и многих иудеев взял в плен. Затем на территории Самарии обосновались люди, которые пришли после вавилонского плена, многие их них по своей церковной принадлежности относились к язычникам. Происходит следующее. Когда иудеев отпустили из вавилонского плена, то некоторые захотели создавать семьи с жителями Вавилона. А вавилоняне, как мы знаем, язычники. И таких иудеи не принимали за свой народ. Между тем, некоторые «чистые» иудеи отправлялись в Иерусалим и там заново строили храм. А когда вдруг те, кто жил в Самарии, захотел тоже прийти и помочь в строительстве храма, то иудеи выгнали их со словами: «Раз вы оставили истинного Бога, то мы с вами никакого общения нести не будем. Вы для нас даже людьми не являетесь».

Вот так, слово за словом, строчка за строчкой отец Евгений разъясняет прихожанам суть и смысл событий, описанных в Новом Завете. На собственном опыте знаю, что такие разъяснения очень важны особенно для тех, кто только начинает знакомиться со Священным Писанием. Самому бывает трудно добраться до сути, но это немудрено, ведь это огромнейший пласт человеческой истории, который от современников укрывался по разным причинам.

При чтении и разъяснении следующей, 31-ой главы под названием «Пребывание в Самарии», чувствовалось, как обостряется внимание слушателей внимание — настолько каждая строчка интересна и поучительна.

«Надлежало Господу Иисусу проходить через Самарию. Приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, вблизи участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодец Иаковлев. Господь Иисус, устав от пути, сел у колодца. Было около шестого часа.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Господь Иисус говорит ей: «дай Мне пить». Ученики же его отлучились в город купить пищи. Было около шестого часа.

— По нашему времени это около 12 часов дня, — дает пояснения отец Евгений, которые помогут ярко представить картину, происходящую у колодца. — Страна жаркая. Даже можно этот момент сравнить с нашим городом Благовещенском. Днем бывает жара до сорока градусов, в такую жару никто не хочет выходить на улицу либо предпочитает находиться в это время вблизи водоема. Христос, устав в пути, сел у колодца. Надо понимать, что колодец для иудеев всегда считался стратегическим местом. Всегда у колодца происходили очень важные встречи. Например, именно у колодца Моисей встретил свою будущую жену. Очень часто мы видим, что Христос встречается с людьми именно у колодца, — там, где больше всего вероятность встретиться жениху и невесте. Мы говорим так, подразумевая, что жених – это сам Христос, невеста – Церковь.

«Женщина самарянская говорит Ему: «как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не соообщаются».

— Вопрос к Иисусу от самарянки понятен. Она так спрашивает, потому что, раз иудеи на самарян даже не могут смотреть, тем более обращаться к ним, где же это видано, чтобы иудей попросил воды у самарянина, да еще у женщины!

«Господь Иисус сказал ей в ответ: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую»

— По буквальному толкованию живая вода – это вода текущая, то есть из речки, либо из ручья. И слова Господа здесь не о простой воде. И дальше Он скажет ей, что от простой воды вы вновь захотите пить, а с той воды, которую могу дать Я, вы получите благодать, вы получите слово Божье,  имея в виду, что живая вода – это вся Церковь, в которой мы с вами пребываем вместе с Богом и с Богом живем, — говорит батюшка.

«Женщина говорит Ему: «господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок: откуда же у тебя вода живая?

— Мы же понимаем, что, чем глубже колодец, тем чище вода. Женщину удивляет, как он доберется до той глубины, где самая чистая вода, если Ему даже почерпнуть нечем, у Христа ни кружки, ни ведра. А он еще говорит про воду живую. Ведь она же очень глубоко, там, где проходит, возможно, ручей. Как же Он ее достанет? И спрашивает Его…

«Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец и сам из него пил, и дети его, и скот его?»

— Здесь мы начинаем понимать, что самарянка знает Священное Писание. Она знает, чей это колодец, что происходило на этом колодце.

«Господь Иисус сказал ей в ответ: «всякий, пьющий эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную».

— Как мы с вами знаем, очень часто такое бывает, что люди, общающиеся с Богом, потом сами преображаются, иными становятся. Преподобный Серафим Саровский, когда общался с Богом, у него все лицо сияло, да так, что приходилось прятать лицо под покрывалом, чтобы людей не смущать. То есть, человек, получивший от Бога живую воду, сам потом является источником благодати, источником воды, текущей в жизнь вечную. И мы с вами можем тоже являться источником такой воды, если будем приобщаться к Богу. И я здесь забегу вперед к случаю, когда Иисус исцелил тещу Петрову, а потом сам стал апостолом. А дальше были случаи, когда люди исцелялись даже от тени апостола! Это говорит о том, что те, кто со Христом, всегда будут источником живой воды для других.

«Женщина говорит Ему: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать»

Отец Евгений поясняет:

— Вы видите, женщина так и не может понять, о чем говорит ей Иисус. Она пытается Ему сказать, что чувствует Его доброту, слышит Его душевные слова, и упрашивает уже дать ей воды, чтобы так не утруждаться по жизни, ведь ей постоянно необходимо таскать воду из колодца для хозяйства… Мы с вами, жители 21-го века, избалованы цивилизацией. У нас есть водоснабжение, ванны и туалеты, стиральные машины, и прочие блага, помогающие блюсти себя в чистоте. Тогда этого не было. Еще и в 20-ом веке в деревнях народ ходил с коромыслами. Женщины уставали от этой обязанности, им приходилось много-много раз сходить на колодец, чтобы принести воды для приготовления обеда, стирки белья, помывки детей, для скота. И вот эта женщина, встретившая у колодца Иисуса, просит Его дать ей этой воды, чтобы она больше сюда не приходила, не уставала и думала о том, что ей нужно носить этой воды очень много каждый день.

«Господь Иисус говорит ей: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Женщина сказала в ответ: «у меня нет мужа».

Господь Иисус говорит ей: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Ты имела пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».

— Женщина так и не понимает, о чем говорит ей Господь. И Он просит ее позвать сюда мужа, которому Он объяснит все. Муж ведь в семье – голова, он то должен уразуметь, что Я тебе тут пытаюсь втолковать. Но здесь Он не просто приглашает главу семейства, но дальше вскрывает в женщине болезнь, рану душевную. И вот, почему? Из-за многоженства и вообще частой смены мужей и мужчин в Церкви уже в четвертом веке с трудом благословляли венчать даже тех, кто в третий раз хотел жениться. И каждый раз таких отлучали от причастия и храма на определенный период времени. А после трех браков еще больше ужесточались условия для нового брака. Тем самым люди боялись отлучения от причастия и храма, боялись жить без Христа, боялись разрушать свои семьи.

Нам сейчас трудно судить о том, правильно ли это было тогда. Сегодня, в 21-ом веке из десяти браков распадается девять, это статистика 2016-го года. Это катастрофа для нашей страны.  И на тот момент, в те времена, если ты сочетался браком не один раз, а три и больше, к тебе отношение будет не как к истинно верующему, а как к грешнику, как к блуднику. И Господь вскрывает эту боль в женщине словами: «Нет у тебя мужа, а тот с кем ты сейчас живешь, вообще тебе не муж», имея в виду, что с этим человеком, она вообще не в законных отношениях.

Вот так в течение двух часов ,отец Евгений и отец Сергий разбирают Ветхий и Новый Заветы, погружаясь глубоко в историю и отвечая на вопросы прихожан, желающих добраться до самой сути истории жизни Спасителя.

После лекции мы поговорили с прихожанами, которые стараются регулярно посещать библейский кружок.

— Зачем вы ходите на эти лекции? – спрашиваю у Дениса.

— Для меня это отдушина. Я и самостоятельно читаю Священное Писание, постоянно перечитываю, но некоторые вещи даются с трудом. А на лекциях каждый раз открываю для себя их заново, и люди, изучающие эти книги серьезно много лет, поясняют все на понятном нам языке. Мы ведь понимаем Писание на своем обывательском уровне. А порой оказывается, что смысл какой-то главы совсем в другом. Поэтому я не мог не воспользоваться возможностью посещать лекции и советую делать это всем.

Своим опытом посещения библейского кружка поделилась Наталья, преподаватель литературы одного из учебных учреждений Благовещенска:

— Начну с того, что я хотела, войдя в храм, понимать, что здесь происходит. Когда ничего не понимаешь, это вызывает чувство страха. Мне многие студенты говорят, что боятся заходить в церковь, потому что не понимают, что там происходит, для чего это происходит. Раньше я ходила на курсы в епархиальное управление, тогда постепенно начала доходить до того, что все, что есть в русской литературе, это все стекается к Евангелию. Все идет от этой книги и к этой книге. И вот я теперь слушаю лекции здесь, и чем больше слушаю, тем больше понимаю, о чем писали русские авторы, что хотели донести, какие процессы описывали. И я это детям теперь пытаюсь объяснить.

Вот читаем «Преступление и наказание», в середине романа идет описание события о воскрешении Лазаря, это сердцевина романа. И я им выдаю Евангелие, и мы читаем источник, оригинал, в котором описано это событие, а потом возвращаемся к роману. И дети говорят, что без моей вот такой помощи они сами бы это не увидели, не подумали бы даже, где это искать и суть этого события им остался бы закрытой. Есть, конечно, такие ребята, которые считают, что я занимаюсь пропагандой, но… всему свое время. Вот для этого я хожу: разобраться самой, помочь разобраться молодежи, чьей душе это откликается.

Вообще  «Преступление и наказание» чем больше читаешь, тем больше делаешь открытий. Недавно читаем притчу о воскрешении Лазаря с новой группой, и у ребят возникает вопрос: а почему два раза повторяется одна и та же фраза? Сначала Мария, а потом Марфа с укоризной говорят об одном и том же? «Господь, если б ты был здесь, не умер бы брат мой!» И мы дошли, что если прочитать это наоборот, то смысл этой фразы еще и углубляется. Получается, что «Мой брат умер, когда Бога рядом не было». Человек умирает тогда, когда Бога рядом нет. И это напрямую имеет отношение к Раскольникову, он ушел от Бога и умер. И такие открытия идут потихонечку, благодаря лекциям.

Отец Евгений очень доступно и интересно разъясняет нам Новый Завет, а отец Сергий — Ветхий Завет, все это вообще до глубины души поражает. Спасибо батюшкам за то, что они взяли на себя эту дополнительную нагрузку ради нас, я по крупицам все впитываю и начинаю понимать, понимать и понимать. Это полезно и для моей души и для профессиональной деятельности.

Когда кружок только открывался, отец Евгений говорил о том, что лишь у небольшого процента христиан чтение Ветхого Завета пользуется популярностью по причине его сложности для понимания. Между тем, говорил он, есть серьезные причины, по которым Ветхий Завет изучать нужно обязательно. Вот лишь несколько таких причин:  Ветхий Завет свидетельствует о Христе; он не просто «указывает» на Христа, он раскрывает Его; Ветхий Завет представляет собой словарь христианской лексики; Ветхий Завет поучает, используя истории из жизни; Ветхий Завет заставляет нас более ценить Новый Завет.

Осталось напомнить, что лекции по Ветхому Завету читаются в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» по понедельникам в 18 часов, а по Новому Завету – по воскресеньям в 18 часов.